Beaded jewelry design, Ankars jewelry, tatting patterns on Beadsky.com
 

Энциклопедия бисера

AddThis Social Bookmark Button
ОБУЧЕНИЕ
СХЕМЫ
ИНФОРМАЦИЯ
ГАЛЕРЕЯ
ПЕРСОНАЛИИ
В ПРОДАЖЕ
РЕСУРСЫ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
ДРУГОЕ

 
   
Из истории бисера.

Бисер и рукоделия в истории России. Старинные русские работы из бисера.

История бисерного рукоделия в России содержит немало сведений интересных для любителей прикладного искусства. Техника этих изделий чрезвычайно многообразна: вышивка, вязание крючком и на спицах, плетение, ткачество и мозаика на воске. Благодаря исключительной долговечности бисер не претерпел с течением времени никаких изменений. Старинные бисерные работы выделяются тем, что краски их не поблёкли от времени и донесли до нас замысел мастериц практически без всяких искажений.

До нашего времени дошло на удивление много образцов исчезнувшего искусства бисерной вышивки, поражающего своим техническим совершенством, красотой немеркнущих красок, фантастическим разнообразием форм и сюжетов. Собиранием бисера занимались различные российские коллекционеры, но до наших дней многие коллекции бисерного наследия не сохранились или были проданы заграницу, только небольшая часть из собраний громадной коллекции А.К. Пожарского ныне хранится в запасниках Московского музея фарфора и керамики Кусково. Такая же судьба постигла коллекцию директора Эрмитажа С.Н. Тройницкого, она очень редко выставляется публично.

Во второй половине XVIII – начале XIX столетия в России существовало крепостное право. При многих помещьичьих усадьбах работали небольшие мастерские, в которых крепостные девушки занимались всякого рода рукоделием. Обычно крестьянских девочек в возрасте 8-10 лет посылали учиться рукоделию в мастерскую, известную своим высоким уровнем. Кончив обучение, девочка возвращалась к своим хозяевам уже опытной мастерицей, способной выполнять сложные работы и обучать своему искусству других. При этом вышивальщицы оставались зачастую неграмотными, об этом свидетельствуют тексты на вышитых картинах, выполненные зеркально. Наличие бесплатных крепостных рабочих рук в какой-то степени обуславливало необыкновенно высокий уровень русских бисерных вышивок. Действительно, богатым помещицам не приходилось решать вопроса о экономической целесообразности выполнения той или иной работы.. Ярким примером такого отношения к крепостным мастерицам является описание приданого невесты из рассказа С.Н. Терпигорева.

«Бабушка послала за главной надсмотрщицей за кружевницами. Вскоре на террасу стали приносить горничные бесчисленное количество приданого.

Осмотр продолжался долго... Было пересмотрено огромное количество белья, и всё вышитого, расшитого... В конце осмотра был показан пеньюар. Это нечто было удивительное! Живого места на нём не было – всё вышито!..

-Ну и сколько же, тётенька, времени вышивали его?

-Два года, мой друг... Двенадцать девок два года вышивали его... Три из них ослепли...»

Но не только крепостные крестьянки и монастырские послушницы занимались рукоделиями. Богатые и знатные светские дамы и даже русская императрица Мария Фёдоровна тоже были большими любительницами рукоделий и вышивки. «Лень, - говорила императрица, - мать всех пороков», поэтому рукоделия в те времена и были средством от праздности, приятным времяпровождением. Среди мужчин тоже попадалить военные и губернаторы с пяльцами в руках. Из старых газетных публикаций, известен случай, когда рукоделия усвоил лихой гусарский корнет Солоницын. На семейном совете, где обсуждалось прилично ли молодому человеку вышивать в пяльцах, было решено, что это гораздо приличнее, нежели напиваться и ночи просиживать за игрой в карты. Вследствие этого Солоницын был снабжён хорошенькими пялечками, шелками и узорами.

Не обходилось и без курьёзных случаев. Любимым занятием А.И. Корсакова тоже были рукоделия. Это его необыкновенное искусство однажды было поводом к очень забавному недоразумению. Корсаков поднёс в подарок императрице Марии Фёдоровне вышитую картину своей работы, которая могла назваться чудом искусства и терпения. Императрица, не думая, что такое превосходное шитьё могло быть делом рук мужчины и особенно таких лет, каких был Корсаков, приняла эту картину за приношение которой-нибудь из его родственниц, и, по доброте души своей, благоволила послать ему, в знак своего удовольствия, бриллиантовые серьги.

В большинстве своём вышивка бисером выполнялась по готовым узорам, которые выпускались в России и заграницей в виде приложений к журналам и руководствам по вышивке.

Какова же была техника изготовления изделий из бисера?

Вышивка была далеко не единственным, но, без сомнения, наиболее распространённым видом работ из бисера. Более ранние работы выполнялись вышивкой вприкреп, когда нить с нанизанным на неё бисером прикреплялась к ткани другой нитью. Позднее перешли к вышивке бисером по клеточкам, аналогичной вышивке крестом. Для того, чтобы сделать вышивку бисером надо было вначале выбрать мелкую канву (редкую ткань или шёлк) и подобрать очень тонкие иглы. Бисеринки нашиваются по клеточкам канвы в соответствии с рисунком по цвету. Вот и весь секрет этого рукоделия, требующего бесконечно много внимания, времени и терпения.

Основной проблемой во всех бисерных работах являлось нанизывание бисеринок на нитку, поскольку диаметр отверстия в старинном бисере не превышал 0.2-0.3 мм. Для работы с таким крошечным бисером выпускались особо тонкие иглы английских и немецких фирм. И всё же были сорта настолько мелкого бисера, что даже специальные иголки оказывались слишком толстыми. В этом случае иногда просто вощили конец нитки, затем надевали иголку, иголкой делали стежок. Снимали иголку и повторяли процессс снова.

При вышивании бисером надо было преодолеть ещё одну трудность – невозможность изображения плавной кривой. Этот недостаток остроумно отметил Гоголь, описывая «подушку, на которой был вышит рыцарь таким образом, что нос вышел лестницей, а губы четырёхугольником». Вышивальщицы пытались восполнить этот недостаток, тем что лицо и руки вышивали нитками или писали красками, а потом вклеивали в вышитую картину. Для вышивки бисером обычно использовался холст, а позднее вошло в моду использовать бумажную канву с круглыми дырочками. Очень большим недостатком таких вышивок является их меньшая долговечность.

Кроме вышивки бисером широко применялось вязание крючком и на спицах. Наиболее популярно было вязание бисера крючком. При этом бисер надевался на нить в строгом соответствии с рисунком, а затем во время вязания все бисеринки выводились на лицевую сторону. При вязании крючком использовались столбики без накида, а при вязании спицами – чулочная вязка. По сравнению с изделиями, связанными крючком, вещи, выполненные на спицах значительно менее плотны и более эластичны.

Плетение из бисера употреблялось почти исключительно для изготовления народных бисерных украшений и в народном костюме. Значительно реже встречаются картинки, выполненные в технике ткачества. Характерной особенность этой техники является то, что рисунок из-за неправильной формы бисеринки искажается.

Ещё более редкой разновидностью бисерного рукоделия являются картинки из бисера, вдавленного в восковую основу.

Среди бисерных вещей часто встречаются вышитые или связанные с бисером сумочки, кошельки, бумажники, чехлы, трости, пояса, табачницы и другие оплетёные предметы. Среди редкостей – мужские подтяжки, вышитые бисером.

В старину вышивание было постоянным и обычным занятием женщин, но с течением времени в результате появления машин, произошло вытеснение любительской ручной вышивки профессиональной машинной. А вышивка бисером в наши дни стала достаточно экзотическим занятием.

Источники:

1. Е.С. Юрова "Старинные русские работы из бисера" Москва. Истоки. 1995г.

2. В.А. Дудорева "Бисер в старинном рукоделии" Москва, 1923г.

3. Е. Моисеенко, В. Фалеева "Бисер и стеклярус в России", 1990г.

 

 
язык
рекомендуем


 
рассылка
Подарок каждому подписчику - "Электронная иллюстрированная энциклопедия бисера"