Beaded jewelry design, Ankars jewelry, tatting patterns on Beadsky.com
 

Клуб Мастеров - Альбина Полянская

AddThis Social Bookmark Button
ОБУЧЕНИЕ
СХЕМЫ
ИНФОРМАЦИЯ
ГАЛЕРЕЯ
ПЕРСОНАЛИИ
В ПРОДАЖЕ
РЕСУРСЫ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
ДРУГОЕ

 
   

Представляю дизайнера украшений из бисера Альбину Полянскую (Украина – Харьков, ноябрь 2004 г.)

Альбина Полянская – не только большая любительница бисера, талантливый дизайнер, творчество которого поражает оригинальностью форм и разнообразием техник, она ещё и хозяйка бисерного магазина.

Альбина, какое у вас образование?

Именно художественного образования у меня нет, к сожалению. Хотя наклонности к творчеству проявлялись с самого раннего детства, я очень любила и люблю рисовать, графика и акварель, лепила из пластилина и глины, выжигала по дереву, клеила картины из соломки, расписывала гуашью картины, доски, шкатулки, посуду и маски из папье-маше, которые сама же и делала. Постоянно украшала дом различными композициями из цветов, веток и сухих листьев. С большим удовольствием посещала школьную изостудию, и учителя прочили мне путь после окончания школы в художественное училище, а потом, возможно, и в академию художеств.

Кроме того, я, помимо общеобразовательной школы, училась и в музыкальной школе, которую закончила с отличием. И там учителя прочили мне музыкальное училище, а потом и консерваторию. И даже литературой я увлекалась весьма серьезно, читая много и даже сама пробовала себя и в прозе, и в поэзии. Хотя не считаю эти опыты сколько нибудь успешными.

Возможно, именно такая богатая одаренность в конечном итоге и сыграла надо мной злую шутку. Не сделав к окончанию школы четкого выбора, я поступила... в технический ВУЗ. Не знаю, что у меня могло быть общего с сопроматом, теорией машин и механизмов и режимами резания металлообрабатывающих станков, мои школьные учителя были просто шокированы моим выбором, зная мою творческую, гуманитарную натуру. Но, тем не менее, политехнический ВУЗ я закончила, защитив диплом с отличием, и параллельно с профессией инженера-электромеханика получила специальность программиста. Впоследствии мне в связи с моей работой пришлось еще учиться в различных ВУЗах Харькова, но приобретенные специальности также не были художественными - ни профессия бухгалтера и аудитора, ни переводчика-референта.

И тем не менее, эта самая моя неугомонная творческая натура постоянно проявляет себя, даже в самых обыденных жизненных ситуациях. То я сбиваю с толку нарядную компанию, собравшуюся за парадным застольем чинно встретить Новый год, превратить сие светское действо в буйный костюмированный карнавал, заранее подготовив и неожиданно для всех обрушив на несчастных кипу самодельных масок, колпаков, париков, боа и вооружившись написанным за пару дней до Нового года стихотворным сценарием. То я превращаю процесс покупки мебели для моей маленькой кухни в жуткое издевательство над несчастными столярами, вынужденными делать корпуса и двери по моему собственноручно начерченному эскизу. Ну и бисеру, конечно, очень здорово достается от моей творческой неугомонности.

Альбина, расскажите, когда вы созрели для работы с бисером, и как именно сложились обстоятельства, что вы просто не могли им не заняться?

«Случайность – частный случай закономерности!» - такую фразу произнесла героиня одного старого фильма. Наверное, именно это выражение лучше всего подходит для объяснения того, как я занялась бисероплетением. Мое увлечение началось в 1992 году. До того я проявляла некоторый интерес к изготовлению украшений. Но мои попытки не шли дальше того, чтобы нанизать несколько ниток бисера, привязав их к замочку, или переделать низку натуральных камней, перемежая их бисеринками по своему вкусу. Или уж самый максимум – заплести нанизанные нити в косичку. О других способах плетения из бисера я не имела ни малейшего представления.

Да с вопросом, где можно купить бисер и специальные бисерные иглы, тоже были проблемы – это ведь было начало девяностых: пустые прилавки, сложности с покупкой самого необходимого, так о какой тут бисерной роскоши могла идти речь? Я перепотрошила все имевшиеся в доме бусы, терпеливо обтачивала ушко самой тоненькой швейной иглы, чтобы иглу еще больше утончить. Но какая-то общая закономерность в этом приближении меня к таинствам бисероплетения, наверное, была, раз уж я не бросила своих занятий, даже когда сломалось все же ушко столь долго мучимой иголки, не выдержав моих устремлений довести ее тонкость до совершенства.

И тут появился мистер Случай №1. Я шла по центральной улице Харькова и вдруг обратила внимание на необычное украшение на девушке, шедшей мне навстречу. Две ленты, на которых на белом фоне были изображены нежно-абрикосовые цветы, изящно выскальзывали из-под воротника белой простой блузки, и соединялись на груди в этакий медальончик, на котором опять же была изображена бутоньерка, а вниз от него спускалась бахрома. Я заметила, что и цветы, и фон были сделаны из бисера, не вышиты, не приклеены, а… Совершенно непонятно, как же это было сделано??? Стоит ли говорить о том, что я немедленно захотела иметь подобное украшение? Оригинальное, ведь я до сих пор не встречала ничего подобного, стильное, поскольку очень гармонично вписывалось в современный наряд, очень красивое и женственное, напоминавшее не то изящную вышивку, не то легкие кружева. Но где же такое купить? И Случай №2 не замедлил подвернуться!

Пройдя еще немного по улице, я повернула в парк. На одной из его аллей по выходным располагалось нечто наподобие харьковского мини-Арбата: там сидели художники, продавали свои картины, рисовали портреты желающих или шаржи на них. Там можно было увидеть глиняные фигурки и посуду, сделанные с украинским колоритом, или подсвечники в восточном стиле, деревянные резные изделия и бесконечные шеренги расписных матрешек. В альтернативу пустым магазинам, это было едва ли уже не единственное место, где можно было еще купить подарок или просто интересную вещичку для дома. И вот там-то под рукописной табличкой «Работы мастера народного творчества такой-то» среди каких-то воротничков тоже из бисера, напомнивших мне авосечки, я сразу же увидела ЕГО, гордо разлившегося своими красочными лентами по прилавку и вальяжно спустившего свою бахрому с края. Я узнала, что зовут сие великолепие «гердан», что он ткется из бисера на станке, и цена его всего ничего ... Через какое-то время, успокоив дыхание и сердцебиение, сбитые от услышанной непомерной цифры, да еще в твердой валюте, и обретя ясность мысли, я осознала, что купить ЕГО в ближайшие годы мне не удастся, а значит – придется делать самой.

И тут мгновенно всплыл в памяти Случай №3: кажется, среди периодической литературы, выписываемой в семье, мне встречалось что-то о бисере. Срочно пересмотрев всю недавно полученную периодику, я обнаружила-таки искомое – это оказался второй номер журнала «Сделай САМ» за 1992 год со статьей Э.Н.Литвинец «Забытое искусство». И поныне в моей библиотеке среди роскошных альбомов и богато иллюстрированных энциклопедий по бисеру, среди красочных глянцевых журналов со подробными схемами каждого украшения на почетном месте стоит этот раритет с изрядно потрепанной мягкой обложкой, с напечатанными на серой газетной бумаге схемами основных техник плетения цепочек, шнуров, ажуров и тканья. Тогда же по моей просьбе мужем был сделан, и по ходу дела слегка усовершенствован деревянный простейший станок, который также служит мне до сих пор верой и правдой.

Начисто отбросив кропотливое изучение всяких там цепочек и ажуров, я сразу же приступила к созиданию Украшения Моей Мечты – тканому гердану (или гайтану, как еще его называют). Техника тканья оказалась несложной, только требовала предельного внимания и сосредоточенности в выполнении сложного растительного орнамента. Так что украшение, несмотря на то, что явилось натуральным «первым блином», получилось отнюдь не комом. Но, вероятно, отменному качеству получившегося первого украшения немало поспособствовал Случай №4, который я смело могу назвать счастливым. И расскажу о нем подробнее.

В начале 90-х годов на одном из харьковских предприятий в качестве не основного производства стал выпускаться стеклянный бисер. По словам работников предприятия, сама технология изготовления этого бисера являлась уникальной, и в корне отличалась от технологий, используемых в мировых центрах изготовления бисера.

В общих чертах сложившаяся века назад общепринятая технология изготовления бисера такова: готовится минеральная смесь, которая плавится, превращаясь в стекло. Затем при помощи железного прута из горна вытягивается определенное количество стекла, окрашенного окислами металлов, и в бронзовой пресс-форме изготавливается стеклянный цилиндр. Цилиндр нагревается до необходимой температуры, в его центре железным прутом проделывается отверстие. затем закрепляется один конец цилиндра на железный стержень, а другой – прикрепляется к стеклодувной трубке. Железный стержень оттягивается в противоположную сторону от стеклодувной трубки, и так получают толстостенную стеклянную трубку нужного диаметра. После охлаждения трубка разрезается на куски, а уж от них на станке отсекают маленькие кусочки цилиндрической формы. Получается рубленый или колотый бисер, из которого затем можно изготовить бисер круглой формы, насыпав во вращающийся барабан рубленый бисер и шлифовальную смесь из извести и угля, которая не даст заплыть отверстиям в бисере. Постоянное вращение нагреваемого барабана и придает размягченным стеклянным цилиндрикам округлую форму.

На харьковском же предприятии из стеклянного порошка с добавлением красителей на станке прессовалась каждая бисеринка в отдельности, и одновременно в бисеринке пробивалось и отверстие. Затем цилиндрическим бисеринкам нагреванием придавалась округлая форма. Такая технология изготовления способствовала тому, что харьковский бисер был идеально калиброванным. Правда, количество видов бисера было ограничено, все они делались на основе натурального цветного непрозрачного бисера (его еще называют «керамическим») за счет последующей обработки: натуральный цветной непрозрачный бисер с блеском, непрозрачный бисер с «бензиновым», «гематитовым» покрытием (так называемый «ирис»), матовый («тертый») бисер.

Зато цветовая гамма выпускаемого бисера была очень широка. Оттенки любого цвета варьировались от очень бледных до очень насыщенных. К примеру, бисер зеленого цвета выпускался от пастельного бледно-салатного до густо-зеленого, едва ли не черного, с оттенком морской волны. Харьковский бисер отличался долговечностью, устойчивостью к внешним воздействиям, солнечному свету, воде, температурным перепадам. Размер выпускаемого бисера отлично подходил к наиболее широко используемым размерам бисера по чешской классификации – 11\о, 10\о, 9\о, 6\о.

Тогда же на предприятии были организованы курсы бисероплетения под руководством М.Я.Ануфриевой. Надомные работницы предприятия стали изготавливать различные украшения из этого бисера – цепочки, ажурные воротнички, шнуры, кулоны, ажурные и тканые герданы. Я не работала на этом предприятии, и мне не посчастливилось поучиться на курсах М.Я.Ануфриевой, но зато в моем распоряжении был широчайший ассортимент качественного и недорогого бисера. Для сравнения отмечу, что в то время пакетик чешского бисера весом 50 граммов, найти который в продаже было невероятной удачей, стоил 6 рублей, а пакетик харьковского бисера, продававшегося повсеместно по городу, весом 20 граммов стоил 40 копеек.

Там же, в фирменном магазине предприятия, где продавался бисер, можно было купить и недорогие винтовые замочки с ушками и даже специальные длинные бисерные иглы. Таким образом, условия для овладения искусством бисероплетения сложились самые благоприятные. Даже используя только харьковский бисер с его многообразием цветов, можно было создавать весьма интересные украшения, а уж сочетая бисер и рубку зарубежного производства, прозрачные, натуральные и с прокрашенными отверстиями, с «металлическим» покрытием, и харьковский бисер в качестве фона, можно было добиться просто потрясающего эффекта, и при этом стоимость материала, пошедшего на украшение, была не высокой.

Техника тканья и по сей день остается моей любимой техникой, хотя с годами, конечно, я освоила и цепочки, и ажурное плетение, и круглые шнуры, и мозаичное плетение, и монастырское, и оплетение кабошонов, и freeform , и вышивку бисером… Да легче перечислить, чего я пока еще не опробовала – впереди у меня, хотелось бы надеяться, овладение техникой АНКАРС и вязание крючком с бисером.

Меня очень впечатляют ваши последние работы, они сделаны с такой любовью! Как у вас рождаются такие оригинальные бисерные творения?

Для меня бисер - это не только самодостаточный материал неимоверной красоты, икрящийся изнутри загадочностью и манящий связью с колдовством, чувствуемой подсознательно. Это изысканное средство выразить себя, свое понимание мира, настроение, отношение к людям, для которых делается та или иная вещь. Потому я никогда не работаю с бисером, если нездорова, в дурном или просто равнодушном настроении - бисер все воспринимает в себя, все мысли, и плохие, и хорошие, ввязываются в переплетения и узелки. Но только в изделии, выполненном с душевным подъемом, радостной фантазией, приятными воспоминаниями и светлыми мыслями о дорогом человеке, бисер покажет все свои лучшие качества, заиграет сотнями искр, обогащая работу новыми оттенками.

Крошечные стеклянные шарики навсегда сохранят тепло рук и частицу души мастера, согревая и охраняя носящего его творение. Такие изделия из бисера - не просто броские украшения, но, вероятно, могут быть очень мощными оберегами, источая положительную энергию, мистическим почти образом заключенную мастером в стеклянные кружева и скульптуры, даря своему владельцу хорошее настроение, успокаивая нервы и, как следствие, укрепляя здоровье. Именно так, на крыльях вдохновения, и рождаются мои работы. Каждое изделие - это сублимация в бисер переплетения мыслей, впечатлений, рассуждений, вызванных воспоминаниями о прочитанных книгах, стихах, встречах с друзьями, путешествиях в другие города, а иной раз, и просто пейзажем или погодой за окном.

Несколько слов, вычитанных в стихотворении, услышанных в экскурсии по незнакомому городу, или только имя человека, для кого предназначено изделие, становятся названием работы. И даже бывает, что название появляется ранее самой работы, не просто дополняя ее в процессе создания, а влияя на нее изначально силой своих слов.

Идеи каких-то работ появляются спонтанно, едва ли не мгновенно, и в практически уже законченном виде, не требуя дальнейшего осмысления и корректировки, настолько сильны и ярки образы, вызвавшие идею этой работы. Остается только бросить все, и, не замечая ничего вокруг в течение нескольких часов или дней, воплотить эту идею в бисере.

До других же работ приходится долго, месяцами, а то и годами, "созревать", накапливая в каких-то отдельных уголках души образы и ассоциации, рисуя эскиз за эскизом, разрабатывая и усложняя орнамент, осваивая какие-то новые техники бисероплетения или преобразовывая общеизвестные по-своему, а параллельно откладывая в какую-нибудь заветную коробочку именно для этой работы предназначенный бисер, камни, бусины, ракушки. Настанет день и час, и из этих разрозненных пока еще бусинок и мыслей возникнет, словно по мановению волшебной иглы, единый образ - изделие из бисера, зачастую несущее колоссальную смысловую и информативную нагрузку.

Как-то эта осень влияет на меня особенно - одна за другой появляются работы на осеннюю тематику, просто как грибы после дождя, вырастают целыми гроздьями. Недавно я создала большую коллекцию "осенних" работ, и никак не могу остановиться.

Так вот, в основном, я и делаю то, что Бог на душу положит, иногда сама удивляясь "из какого сора растут" украшения.

Расскажите о ваших творческих планах?

Планы на будущее у меня во многом относятся к следующим работам, столько появилось новых идей, уже нарисовала множество эскизов. Признаюсь честно, пока что мысли опережают руки.

Мало того, что на столе лежит стопка эскизов, к которым уже подобран материал, продумана гамма и дизайн. Так помимо этого, периодически появляются идеи незапланированных ранее работ, иной раз оказывающихся довольно-таки объемистыми как в плане трудоемкости, так и по насыщенности техниками и идеями. Вот и в последние дни я "уходила в бисерный запой", забросив многие дела начисто.

Просто пока меня одолевают идеи, пока идет подъем, мне нужно работать с бисером, и иначе я не могу. А потом, когда настанет момент отдыха от бисера и чуть стихнет творческий обвал, который меня саму ошеломляет в последнее время, тогда я займусь менее творческими делами.

Альбина, как складывается судьба ваших изделий?

Мне тоже очень интересно, каким образом сложилась дальнейшая жизнь некоторых моих украшений. Наверняка, очень сильно отличается от моей, поскольку некоторые изделия даже умудрились преодолеть океан и добраться до США, Канады, Ирландии. А другие, хочется надеяться, тоже радуют собой своих владельцев, пусть и разбежались не так далеко - в Россию и по Украине, в Беларусь, Прибалтику и Молдову. Некоторые же украшения живут совсем рядом со мной, у моих друзей. Мое увлечение бисером в свое время легко решило проблему подарков для друзей - оригинальных, изящных, не ставящих в неловкое положение материальной ценностью, но неизмеримо более дорогих своей душевностью, вложенной в работу, и своей памятью обо мне и нашей дружбе.

А как вы находите хозяев своим работам? Подарки - это дело хорошее, а кормит ли это ремесло?

У меня всегда так получалось, что большим спросом пользовались не эксклюзивные изделия, а их несколько упрощенные варианты. Обычно я делаю украшения, которые подсказывает неуемная фантазия, вроде как коллекцию "от кутюр", а потом уже на их основе делаю более простые варианты готовых украшений, более носибельные, этакий "прет-а-порте". И на эти украшения намного бoльший спрос, чем на эксклюзивные. Возможно, это специфика украинского покупателя, даже не знаю, но это такой вот мой личный опыт.

А зарабатывать на бисере вполне даже можно, я этим зарабатывала очень даже неплохо, сдавая работы в салоны и галереи Харькова. Пробовала сдавать изделия на реализацию на харьковский "мини-арбат" - галерею художников в городском саду, но отказалась все же от этой идеи. Изделия намного выигрышнее смотрятся и дороже выглядят (да и меньше пылятся и теряют вид) за стеклом в художественных салонах, чем на лотке на улице. Но в реале тоже спросом пользуются более универсальные украшения, нейтральных цветовых гамм, желательно без этнических уклонов (на туристов в Харькове особо рассчитывать не приходится), небольших объемов и недешевого "нефенечного" вида. Но вообще-то мне интереснее работать больше как художнику, не срываясь на поток, на массовое производство, и не копируя даже свои же собственные работы. Поэтому я делаю упрощенный образец, разрабатываю схему, по которой уже и изготавливают изделия на продажу мои ученицы. На заказ тоже я делаю очень неохотно, только в том случае, если идея, высказанная заказчиком, чем-то заинтересует.

Какое количество украшений из бисера вам удалось создать?

Точное число своих работ, выполненных за 12 лет, я совершенно затрудняюсь назвать, оно уж исчисляется сотнями. Ну а у меня остается очень малое их количество, пару десятков где-то, в основном, самые свежие работы, и те, на которых "показывают руку мастера" - объемные, большие, броские, даже подавляющие великолепием. Но отказаться от их изготовления я не могла, хоть и чувствовала, что меня "заносит". Вот их-то я ношу сама, да иной раз берут "в прокат" для особо торжественных случаев мои подруги.

Альбина, вы хотели объединить мастеров бисероплетения Украины. Удалось ли это вам?

Да, я надеюсь, что удалось. Впрочем, эта миссия даже несколько шире - объединить украинских мастеров бисероплетения с коллегами из всех стран мира. На нашем сайте посетители могут познакомиться с работами мастеров из разных городов Украины, оценить их уровень мастерства и творчества.

Ну а еще одна функция, выполняемая нашим сайтом, это помогать украинским любителям бисера в приобретении качественных и недорогих материалов для бисероплетения - бисера, поделочных камней и фурнитуры, даже литературы по бисеру иной раз. Если в крупных городах Украины эта проблема худо-бедно, но решаема, то чуть в глубинке она становится непреодолимым препятствием для творчества, а ведь любители бисероплетения есть в самых разных городах и селениях, и больших, и малых.

Альбина, вам удалось организовать службу доставки чешского бисера почтой по территории Украины. Расскажите о вашем магазине?

Наценку на бисер я ставлю минимальную, с учетом транспортных и таможенных расходов, бисер ведь надо привезти перевезти через границу, а по цене он у меня получается дешевле, чем в реальных харьковских и киевских магазинах. Но у меня есть и две корысти в этом деле - первая, то, что, закупая бисер мелким оптом, я сама могу позволить себе работать с очень широким ассортиментом, который привожу. Каждого вида бисера оставляю себе по пакетику, сладостно предвкушая изделия, которые из него получатся.

А Вы сами понимаете, что такое для мастера - практически не иметь ограничений в материале. Ничем не стесняемый полет вдохновения и фантазии, и неимоверное удовольствие от получаемых цветовых сочетаний, разнообразия фактур бисера и бусин. Ну, а вторая корысть, из-за которой, в общем-то я и сделала у себя рассылку бисера – это бедственное положение с бисером по Украине. В Харькове, вероятно, из-за близости с Россией и наличия крупнейшего в Восточной Европе вещевого рынка, проблем с бисером нет. В Киеве сложнее с бисером, тем более с чешским. Я уже не говорю об украинской глубинке, а ведь и там есть любители бисероплетения. Словом, читая письма людей, получивших чешский бисер по почте, бисер качественный и не по заоблачной цене, я убеждаюсь, что не зря затеяла это дело.

Альбина, а почему ваш магазин обижает другие страны?

Приоритетность моего магазина в рассылке именно по Украине объясняется наличием таможни между Украиной и Россией, о которой 15 лет назад никому и не думалось даже в самых бурных фантазиях. Теоретически я могу выслать бисер и в Россию, к примеру, и в другие страны, но сама стоимость пересылки за рубеж достаточно высокая.

Приглашаю любителей бисероплетения посетить сайт Альбины Полянской и порадоваться вместе с мастером новыми бисерными творениями www.beads.com.ua

Интервью провела Астратенко Ирина октябрь-ноябрь 2004г. www.beadsky.com

 

 
язык
рекомендуем


 
рассылка
Подарок каждому подписчику - "Электронная иллюстрированная энциклопедия бисера"