Екатерина Степная - руководитель творческой мастерской Анкарс (Россия / Москва - август 2004г.) - www.rina-ankars.narod.ru
Рада вам представить руководителя творческой мастерской Анкарс, создательницу великолепной авторской техники Анкарс, невероятно творческого мастера, потрясающе энергичного и очень жизнерадостного человека - Екатерину Юрьевну Степную.
Екатерина Юрьевна, какая у Вас профессия?
- Если говорить о первой, «девичьей специальности», - инженер-системотехник, закончила Московский Энергетический институт, факультет Автоматики и Вычислительной техники. Первая специальность до сих пор очень помогает мне в работе. Все, что связано в ней с компьютером, - верстка материалов для моих курсов и публикаций, документация по нашим выставкам, работа над сайтом, - я делаю сама, и профессиональная подготовка позволяет мне работать достаточно оперативно. Сейчас моя должность называется - руководитель художественной мастерской «АНКАРС». Вот уже 13 лет я преподаю, и поэтому, наверно, преподаватель. Разрабатываю модели украшений и аксессуаров. Используя мой дизайн, мои ученицы потом создают свои работы. Так что я, видимо, дизайнер. Организую и провожу выставки – менеджер.
Эта фотография, сделанная на международной выставке
"Золотые руки мастеров" (Москва - 19-29 декабря 2003 г.), в которой принимала участие студия "Анкарс", великолепно представляет читателям незаурядный талант Екатерины Юрьевны Степной и её учеников. Я выражаю благодарность Рине за её преподавательский труд, так как тоже являюсь одной из её многочисленных учениц. Продолжайте читать интервью с мастером, где вы узнаете много интересного из жизни Рины и её студии.
Екатерина Юрьевна, что Вы считаете своим призванием?
Мне трудно обозначить это одним словом. Всем тем, что я перечислила, я занимаюсь с большим удовольствием и, в общем, достаточно плодотворно. Видимо, все это и есть мое призвание.
Расскажите, как Вы заболели фриволите?
Мне кажется, что в этом смысле я до сих пор здорова. Я занялась фриволите случайно, хотя моя история была достаточно типична. Математическая школа, технический вуз, перестройка, переезд в « спальный » район Москвы, 1991 год, рождение второго ребенка, отсутствие возможности найти работу по специальности. В такой ситуации тогда оказались очень многие женщины. В то время в Москве появилось много разнообразных курсов, в том числе таких, где изучали фриволите. Моя мама тогда как раз вышла на пенсию. Она всю жизнь проработала инженером в «почтовом ящике», и, обретя свободу, на радостях устроилась работать на две работы и учиться на курсы макраме, курсы ручной вышивки и курсы фриволите. Я сидела дома с грудным ребенком (младшим), старшему сыну было уже три года, так что делать мне было особенно нечего, и я взялась помогать маме, делая за нее домашние задания, которые ей задавали на курсах. Именно таким образом я освоила технику фриволите.
Надо сказать, что тогда я не видела практического применения для работ в этой технике. Это было именно классическое фриволите, т.е. кружево. Воротников я не носила, салфетки меня не вдохновляли, выполнение изделий казалось слишком долгим и трудоемким. К тому же я умела вязать на спицах и крючком (в моем поколении это умели практически все, вопрос стоял так: хочешь одеваться красиво - учись вязать), могла придумать я связать любую вещь, при необходимости - и воротник, и салфетку, мне казалось, что это намного проще и быстрее. Но на курсах, где училась мама, обещали фантастические доходы от реализации готовых изделий, это и послужило стимулом. Эти обещания тогда так и не воплотились в жизнь. Но техника фриволите была освоена, оказалось, что есть много людей, которым это интересно и которые хотят учиться. Закончив курсы, мама начала преподавать фриволите. Учитывая все, сказанное выше, она была довольно занята, поэтому я часто проводила занятия вместо нее, и таким образом пришла к преподаванию.
Когда ваше увлечение переросло в профессию?
В 92-м году, когда дочке исполнился год, я начала подыскивать себе работу. В активе у меня было двое детей дошкольного возраста, отсутствие бабушек, которым можно было бы их поручить, и отсутствие возможности устроить их в детский сад. Район, в котором мы жили - это район многодетных семей (когда сын пошел в школу, первых классов было 10 - от «а» до «к»). Я быстро выяснила, что очередь в детский сад нужно было занимать еще до рождения ребенка, и тогда к моменту поступления в первый класс она бы как раз подошла. Был и другой вариант - оказать материальную помощь детскому саду в размере, превышавшем тогдашний годовой бюджет моей семьи. Вот тут и пригодилось фриволите, я начала работать преподавателем, такая работа позволяла мне одновременно заниматься детьми и домом.
Сколько лет вы уже занимаетесь Анкарсом?
Слово « АНКАРС » появилось в 1996-м году. Дело в том, что мы довольно быстро развивались. Ограничиться классическим фриволите оказалось просто невозможно. Практически сразу мы начали вносить какие-то свои дополнения в классические схемы, потом появились авторские схемы. Стало интересно попробовать работать с нетрадиционными для фриволите материалами (те самые «тонкие скользящие нити»), и вскоре мы полностью перешли на них, разработав соответствующую технику плетения. На базе классического многослойного цветка А.Розанова разработала ряд объемных многослойных элементов, которые потом использовала во многих своих авторских работах. Принцип выполнения этих элементов показался мне нерациональным (слои выполняются с отрывом нити, приходится заправлять концы нитей, остающиеся от каждого слоя, необходима послойная обработка до сборки элемента - возникает вопрос, как же быть, когда возникнет необходимость постирать работу - неужели разбирать обратно на составляющие слои?), поэтому в своих объемных элементах я использую другой подход - они выполнены без отрыва нити. Были разработаны различные способы декорировки основы. Творчество увлекает. Это особый язык, освоив который, хочется на нем говорить, потому что, он позволяет выразить, облечь в материальную форму то, что нельзя выразить иначе. К тому же этот процесс увлекал меня с детства. На протяжении всех своих школьных лет я рисовала орнаменты, у меня до сих пор хранятся несколько толстых тетрадей с ними. Для меня это был один из способов познания мира и общения с ним, поэтому, вдруг занявшись декоративно-прикладным искусством, я оказалась в своей стихии.
Вскоре наши работы уже значительно отличались от традиционного фриволите. Нас постоянно спрашивали на выставках, как называется техника, в которой мы работаем. Причем спрашивали люди, хорошо владеющие классическим фриволите. Стало понятно, что нашему детищу пора дать имя. И мы назвали его « АНКАРС ». Это аббревиатура из имен и фамилий А.Розановой, Е.Степной и А.Сафоновой. Анжелла Сафонова закончила учебный курс тогда еще фриволите у А.Розановой, ее первые авторские работы появились еще в то время, когда техника АНКАРС не была так названа, и описание некоторых из этих работ включено в учебный курс АНКАРСа, поэтому в аббревиатуре есть ее буквы тоже.
Таким образом, слово «АНКАРС» появилось в 1996-м году, но сама техника сформировалась раньше, первые работы в этой технике - это приблизительно 94-й год. А я работаю в этой технике с самого начала.
Екатерина Юрьевна, кому первому пришла мысль создать новую технику декорирования кружева фриволите?
Дело в том, что в АНКАРСе используются разные техники декора. Декор по принципу вышивки бисером первой стала применять А.Розанова. Декор, при котором нет работы с иглой, все элементы, бусины и т.д. вплетаются - я (см. колье « Изумруд » и т.д.). Если говорить об авторских декоративных элементах, то они свои у каждого мастера.
Но все это новые техники декора, поскольку раньше существовало только фриволите с бисером в классическом варианте. Здесь мне тоже пришлось внести значительные дополнения, касающиеся расчета порядка нанизывания бисера для сложных схем, предполагающих перемену челноков (в классическом фриволите утвеждалось, что такие схемы нельзя использовать при плетении с бисером по способу «бисер на нити»). Техника АНКАРС - это не просто декорированное кружево фриволите, как иногда думают. Это, во-первых, использование соответствующих материалов (тонкие скользящие нити, блестящие, поскольку стилистически основа имитирует скань). Во-вторых, наличие авторской схемы, авторских элементов мастера. В - третьих - да, декорировка. В 1996-м году, давая АНКАРСу определение «техника оттеночной декорировки основы, выполненной челноками», мы стремились сделать это определение максимально лаконичным, подразумевая, что все подробности обозначены словами «оттеночная декорировка». Но за минувшие 8 лет подробностей стало слишком много. Сегодня работы мастеров отличаются, пожалуй, сильнее, чем первоначальный АНКАРС от фриволите, причем именно в плане используемой техники. Сравните, например, мои работы и работы Натальи Черкасовой (казалось бы, ученица). Другие элементы, другие приемы. Плюс, конечно, индивидуальный почерк мастера, но к технике это уже не относится. Первоначальное определение стало тесным, мы выросли из него.
Сейчас мы говорим, подразумевая именно технику, что в АНКАРСе есть две школы (школа Розановой и школа Степной), авторские направления ведущих мастеров внутри них. И стили применительно к назначению работ (стиль «Салон», например, или стиль «Подиум»).
Сколько лет вашей творческой мастерской?
Мастерская сформировалась к 1993-ему году, как коллектив творческих людей, объединенных общим делом, общими интересами. В 1996-м это было оформлено официально, состоялась презентация нашей художественной мастерской (тогда мы назвали себя « Кружевница », и тогда же было официально произнесено слово «АНКАРС» как название нашей техники). В 1997-м мы получили дипломы павильона « Культура » ВВЦ за разработку техники АНКАРС. В 1998-м, на выставке в Доме Зинаиды Волконской, впервые позиционировались как - художественная мастерская «АНКАРС».
Мастерская, которую вы возглавляете, существует уже более 10 лет. Сколько же своих авторских работ вы создали за это время?
- Мне трудно ответить. Если говорить об АНКАРСе, я перестала считать после 250-й. Вся эта информация у меня есть, но нужно считать, составлять списки, и на это жалко времени. И потом - есть работы, на которые ушли месяцы, есть совсем небольшие, но которые я сама считаю удачными и которыми действительно горжусь. Мне кажется, это все трудно измерить количественно.
- Все ваши украшения поражают воображение тонкостью и изяществом. Сколько времени уходит на создание одной такой работы?
- Очень по-разному. Бывает, что большая и трудоемкая вроде бы работа делается на одном дыхании, быстро; бывает, что на маленькую работу уходит очень много времени. Что-то не получается, не нравится, приходится переделывать много раз.
Ваши работы экспонировались на многих выставках. Вы помните их примерное число?
Нет. Список наиболее крупных наших выставок, начиная с 1997-го года, есть на моем сайте. Мне проще ответить «много».
Сколько у вас учеников? Из каких стран к вам приезжали учиться?
Сейчас уже трудно сказать, сколько. Имена тех, кто закончил курсы, кого я могу назвать мастером, кто продолжает работать с нашей художественной мастерской, есть на моем сайте в разделе «наши мастера». Это не полный список, в нем нет тех, кому я в свое время преподавала классическое фриволите, тех, кто учился позже, но по разным причинам выпал из поля зрения. Тех, кто приезжал ненадолго и брал несколько уроков. Тех, кто учился по моей книжечке.
Что касается географии - Россия (от Москвы до самых до окраин), страны бывшего Союза, некоторые зарубежные страны.
Запомнились ли вам какие-нибудь интересные случаи?
Таких случаев много, после каждой выставки я думаю о том, что пора открывать на сайте раздел «Анекдоты с выставок». Когда некоторые наши посетители начинают обстоятельно рассказывать мне, что такое техника АНКАРС, бывает, что я с трудом подавляю желание начать стенографировать. Но, пожалуй, наиболее яркое впечатление произвел случай, когда одна из наших мастериц вступала в союз художников, и член приемной комиссии, большой специалист по декоративно-прикладному искусству, «прекрасно знающий» технику фриволите, строго порекомендовал ей впредь делать пико квадратными (по его мнению, тогда ее работы станут выглядеть более современно). Лучезарно улыбнувшись, она ответила, - «Хорошо».
Что вы считаете своим самым большим достижением?
Пожалуй, то, что меня устраивает моя жизнь. Я могу сказать себе, что с теми картами, которые сдала судьба, я сыграла свою партию не так уж плохо
Как у вас рождаются новые идеи?
Хочется ответить «как звёзды и как розы». На самом деле по-разному, как у любого мастера. Что-то действительно приходит вдруг, само собой. Я часто иду от цвета, просто вижу какое-то сочетание цветов и хочется это мгновение остановить, показать всем, насколько это красиво. Иногда - от образа, какой-то образ, ассоциация находит свое воплощение. Много практических идей появляется во время работы с клиентами: заказывают что-то такое, чего раньше делать не приходилось, в процессе решения таких задач как раз возникает много идей. Так, например, я начала делать перстни. С первым мучилась очень долго, а потом появилось столько идей, что вот уже несколько лет не могу остановиться. Вообще любая новая работа приносит новые идеи, - то какой-то второстепенный элемент орнамента оказывается достойным того, чтобы выстроить на его основе следующую работу, или приходит мысль о новом сочетании оттенков, - думаю, что это знакомо любому мастеру.
У вас большая семья? Есть ли дома животные?
Моя семья – это муж и двое детей. А ещё собака - черный колли, его зовут Сэнди (те, кто помнит коллекцию «Сэнди», догадается, где я увидела сочетание черного, золотого и жемчужного цвета). И кошка с компьютерным именем Ася. И ещё аквариумы, давнее увлечение.
Рина, у вас есть мечта?
Конечно. Мир во всем мире.
Приходите в гости на сайт руководителя творческой мастерской Анкарс - Екатерины Степной :
Интервью вела Ирина Астратенко. - август 2004г.
|